На что оно направлено?
Речевое развитие направлено на:
· владение речью как средством общения и культуры;
· обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
· развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
· знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
· формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Что для этого делают наши педагоги?
Педагоги стимулируют общение, сопровождающее различные виды деятельности детей, например, поддерживать обмен мнениями по поводу детских рисунков, рассказов и т. д.
Педагоги создают возможности для формирования и развития звуковой культуры, образной, интонационной и грамматической сторон речи, фонематического слуха, правильного звуко-и словопроизношения, поощряют разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, песен; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество.
Педагоги читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию, в том числе на слух. Детям, которые хотят читать сами, предоставляется такая возможность.
Педагоги стимулируют использование речи для познавательно-исследовательского развития детей, например, отвечая на вопросы «Почему?..», «Когда?..», обращая внимание детей на последовательность повседневных событий, различия и сходства, причинно-следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми, вербально дополняя их. Детям с низким уровнем речевого развития взрослые позволяют отвечать на вопросы не только словесно, но и с помощью жестикуляции или специальных средств.
Педагоги создают условия в развивающей предметно-пространственной среде для открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например, плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов. Книги и материалы для поддержания речевого развития меняются для поддержания интереса детей.
Как это происходит?
Педагоги организуют разнообразные виды детской деятельности такие, как:
-
Чтение художественной литературы и фольклора;
-
Обсуждение прочитанной литературы;
-
Рассказ и беседы с воспитателей;
-
Игровая деятельность: сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная;
-
Инсценирование произведений;
-
Ситуативный разговор с детьми;
-
Развивающие игры;
-
Продуктивная деятельность;
-
Сочинение загадок;
-
Создание проблемных ситуаций;
- Самостоятельная деятельность в книжном уголке и в театральном уголке (рассматривание, инсценировка) и т.д.